Одна из главных задач, решаемых ДОУ – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества – как в семье, так и в организованных детских коллективах.
Поэтому в целях обеспечения воспитанников сбалансированным питанием в ДОУ было разработано «Положение по организации питания в ФКДОУ «Детский сад № 2 ФСО России».
Основными принципами питания воспитанников в ДОУ являются:
-
Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.
-
Получение воспитанниками ДОУ трехразового питания, обеспечивающего растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. В промежутке между завтраком и обедом дополнительный приём пищи – второй завтрак, включающий сок (напиток) или свежие фрукты. При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах.
-
Осуществление питания в соответствии с примерным цикличным десятидневным меню, согласованным с ФГКУ ЦГСЭН ФСБ России и утвержденным заведующим детским садом, и разработанным на основе физиологических потребностей детей в пищевых веществах с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания.
-
Включение в повседневные рационы питания всех основных групп продуктов – мяса, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара, хлеба, круп, сливочного и растительного масла и др. Остальные продукты (творог, рыба, сыр и другие) - 2-3 раза в неделю.
-
Правильный подбор продуктов.
-
Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей в течение дня (при 10,5-ти часовом пребывании детей в ДОУ - не менее 65-80% суточного рациона, при этом на долю завтрака приходится 20-25 % суточной пищевой ценности рациона питания, на долю 2-го завтрака – 5%, на долю обеда - 30-35 %, полдника – 10-15 %. Ужин, на который остается 20-25% суточной пищевой ценности, дети получают дома.
-
Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы. Соответствие технологической и кулинарной обработки продуктов и блюд принципу щадящего питания (варка, тушение, запекание), которые обеспечивают их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности продуктов.
-
Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения), исключение жарки блюд.
-
Не допущение использования запрещенных СанПиН пищевых продуктов и блюд.
-
Организация питьевого режима.
-
Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
-
Стремление, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными.
-
Строгий режим питания: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, при котором длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышает 3,5 – 4 часов, так как, если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
-
Различие рациона питания по количественному составу в зависимости от возраста детей: группы детей в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 7 лет с учетом суммарного объема блюд по приемам пищи. В смешанных группах (от 2 до 4 лет) рацион формируется по возрасту детей от 3 до 7 лет.
-
Организация горячего питания предполагает обязательное использование в каждый прием пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков.
-
Соблюдение рекомендуемых продуктовых наборов (СанПин), а также разработанных на их основе типовых рационов питания (примерных меню).
-
Выход блюд и кулинарных изделий предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией. В зависимости от возраста детей следует придерживаться массы порции, указанной в таблице.
-
Учитывается индивидуальные особенности питания детей в адаптационный период.
-
Витаминизация блюд.
-
Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
-
Производственный контроль за организацией питания.
Сочетание организации питания детей в ДОУ с правильным питанием ребенка дома:
-
с этой целью родителям систематически предоставляется сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня в ДОУ, для чего в группах вывешивается меню;
-
педагоги и медицинские работники ДОУ дают родителям рекомендации по составу «домашних» ужинов и питанию ребенка в выходные и праздничные дни. При этом на ужин рекомендуются те продукты и блюда, которые ребенок не получал в ДОУ. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по продуктовому набору и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ;
-
организация информационных стендов;
-
беседы с родителями, предупреждающие их о том, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе.
-
беседы с родителями об особенностях питания ребенка в период адаптации к ДОУ.
Контроль за организацией питания в ДОУ
Организация питания в ДОУ осуществляется заведующим ДОУ. Контроль качества питания, его разнообразия, витаминизация блюд, закладка продуктов питания, соблюдение кулинарной обработки, соблюдение норм выхода блюд, контроль вкусовых качеств пищи, санитарное состояние пищеблока, правильность хранения и соблюдение сроков реализации продуктов возложены на медицинский персонал ДОУ.
Также основываясь на принципах единоначалия и коллегиальности управления образовательным учреждением, а также в соответствии с Уставом ДОУ в целях осуществления контроля организации питания детей, качества доставляемых продуктов и соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи в детском саду создана и действует бракеражная комиссия, которая работает на основании «Положения о бракеражной комиссии ФКДОУ «Детский сад № 2 ФСО России».
Организация питания детей отвечает нормам СЭС, имеется оснащенный пищеблок.
Договора о порядке обеспечения и доставки продуктов заключаются ежеквартально с организациями установленным порядком. При поставке продуктов строго отслеживается наличие сертификатов качества.
В ДОУ имеется вся необходимая документация по организации детского питания. На пищеблоке имеется бракеражный журнал, журнал здоровья. На каждый день пишется меню-раскладка.
|
|
Макароны понарошке
назывались «макарошки».
Макароны-макарошки
раскатились по дорожке.
Собралась большая рать
макарошки собирать:
Мышка, Кошка, пёс Тимошка,
мушка Нюшка,
Жук Чернушка и какая-то лягушка.
Да, но Мышке, да, но Кошке,
Да, но глупому Тимошке, мушке Нюшке
И Чернушке (Так же как чужой лягушке)
Макарошки не нужны, макарошки им смешны
И на вкус, и на слух, и на ощупь, и на нюх!
Кошка любит только сало.
Мышка ест довольно мало.
Пёс Тимошка любит суп.
Мушкин вкус довольно груб.
Утром, днём и ввечеру
жук Чернушка ест кору.
— Ну, а чем, — спросила Мушка,-
Чем питается лягушка?
А лягушка ей в ответ:
— Приходите на обед!
И ушла к себе в болото,
За собой закрыв ворота.
Чудак математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрел
Бутерброд.
Зе-мля-ни-ка
К земле никла,
Разомлев от зноя,
Спряталась за хвою…
Ну, да я не поленюсь:
Низко-низко наклонюсь.
Вот где недотрога!
Не одна! Их много!
За шелковый поясок
Привязала туесок
Из бересты белой
Для ягоды спелой.
Ягодки тебе, дружок,
Сладкий будет пирожок.
-Повар, повар,
Где обед?
— у меня обеда нет!
Был обед, да от него
Не осталось ничего!
Помню, было на обед
сто одиннадцать котлет,
Сто одиннадцать пирожных-
Заварных и всевозможных.
И компота три ведра
Было сварено с утра.
В том котле
была картошка,
А в другом-
Была окрошка,
А в кастрюле был творог.
Я попробовал немножко,
А потом-
Ещё немножко,
А потом-
Ещё чуток,
А потом-
Ещё чуточек,
А потом-
Ещё кусочек,
А потом-
Ещё отведал,
После сел да пообедал,
Поглядел — обеда нет!
Сам не знаю, где обед!
Я учу стихотворенье
И тихонько ем варенье.
Ложка, ложка, снова ложка.
До конца совсем немножко!
Шоколадка, мармеладка,
До чего учиться сладко!
Я учил стихотворенье,
Я бы выучил его,
Но в буфете, к сожаленью,
Не осталось ничего!
|
|